ИнформацияНовости НАСАСолнечная система

Космический телескоп «Хаббл» запечатлел новый темный «водоворот» Нептуна

Новые изображения, полученные 16-го мая, 2016 года космическим телескопом «Хаббл» свидетельствуют о наличии нового темного вихря в атмосфере Нептуна. Несмотря на то, что подобные явления были замечены на снимках, полученных «Вояджером 2» в 1989 году и также «Хабблом» в 1994 году (в 1994 наблюдаемое пятно исчезло), этот вихрь является первым объектом, который был открыт в 21 веке.
Об этом открытии публично заявил на следующий день астроном Майк Вонг, руководитель команды ученых университета Калифорнии по интеллектуальному анализу данных «Хаббла».
Темные «водовороты» Нептуна- области повышенного давления, которые зачастую сопровождаются яркими облаками-компаньонами. Эта система является антициклоном и просматривается с такой далекой планеты. Яркие облака формируются, когда поток воздуха, подхваченный вихрем, поднимается над антициклоном. Состав облака меняется: газы замерзают, изменяя свое агрегатное состояние- теперь это ледяные кристаллики метана.
«Темные вихри путешествуют по атмосфере, точно огромные цилиндрические горы из газа -, сказал Вонг и добавил:- А облако-компаньон похоже на орографическое облако- это облако, клубящееся над горными хребтами на Земле».
В начале июля 2015 года яркие облака были повторно замечены на поверхности Нептуна несколькими наблюдателями из группы астрономов-любителей в Обсерватории на Гавайях. Наблюдатели предположили: эти яркие облака, скорее всего, скрыли под собой темный вихрь.
Антициклон на Нептуне можно увидеть лишь в длине волны голубой области видимого спектра, и только космический телескоп «Хаббл», благодаря камерам высокого разрешения, может сделать нужные снимки для рассмотрения темных вихрей на далекой планете.

image2hubbleneptunei1622aw
На снимке представлено темное пятно, которое видно в атмосфере Нептуна. Изображение слева демонстрирует южное полушарие планеты, внизу справа- в голубой области спектра, а снимок вверху слева – максимально приближенный вихрь. Credits: NASA, ESA, and M.H. Wong and J. Tollefson

В сентябре 2015 года программа Outer Planet Atmospheres Legacy (OPAL), которая специализируется на составлении карт планет Солнечной системы, на последующих фотографиях «Хаббла» в очередной раз заметила это же пятно. Это открытие утвердило право команды на составление подробной карты темного вихря и его окрестностей.
В течение многих лет, ученые наблюдали многочисленные и разнообразные изменения в темных вихрях на Нептуне: антициклоны замедлялись и ускорялись, увеличивались и уменьшались.
Астрономы надеются на расширение и детализацию знаний о темных вихрях: рассчитать возраст, узнать, какие силы контролируют передвижения «водоворотов» Нептуна. Эта информация позволит, в свою очередь, узнать больше об антициклонах в целом и окружающей их атмосфере.