Последний полет «Атлантиса»

Пишет Кирилл Размыслович ( kiri2ll)

Ровно пять лет тому назад, 8 июля 2011 года космический корабль «Атлантис» отправился к МКС. Для него этот полет стал 33-м, для всей программы Спейс шатлл — 135-м и последним. 21 июля «Атлантис» вернулся на Землю, после чего в 30-летней истории челноков была поставлена точка.


Когда вспоминают про историю шаттлов, то практически всегда упоминают ее в контексте их несостоявшейся окупаемости. Но, честно говоря, на самом деле главная цель проекта была куда прозаичнее: не допустить закрытие американской пилотируемой программы. Полеты «Аполлонов» должна была стать лишь начальным этапом в реализации амбициозных планов по изучению космоса, куда входили такие элементы как огромные орбитальные станции, базы на Луне, облеты Венеры, Марс… Увы, но вместо большой космической мечты случилось большое космическое обрезание. После лунной гонки у обычной публики пропал интерес к космосу, устраивать марсианскую гонку желающих не нашлось, так что в конце 1960-х все амбициозные программы были пущены под нож. После этого встал достаточно логичный вопрос: а зачем вообще теперь отправлять человека в космос?

Тогда-то NASA и был придуман хитрый план: взять проект многоразовой транспортной системы (создававшейся под отмененные амбициозные программы и подать его под коммерческим соусом. Дескать, при ряде очень натянутых допущений (если совершать определенное количество полетов в год, напрочь отказаться от других носителей, система будет крайне надежной и т.д.) шаттлы смогут приносить прибыль. Это помогло продать программу. Правда, у меня сложилось впечатление, что затем в NASA в самом деле поверили, что шаттлы можно вывести на самоокупаемость. По крайней мере, в первой половине 1980-х у агентства были наполеоновские планы по интенсификации полетов челноков. Но затем случился «Челленджер» и обо всем этом пришлось забыть. После катастрофы челноки было запрещено использовать для коммерческую запусков, что очень осложнило им жизнь — какой толк от флота больших кораблей если им нечего возить? К счастью, шаттлам все же удалось найти работу: им поручили строительство МК, чем они и занимались до своей отставки.

Даже если бы катастрофа «Колумбии» и не случилась, судьба шаттлов все равно была предрешена. Нет смысла отправлять в космос полупорожний космический грузовик, если куда дешевле обойтись обычной ракетой. Ну а для проведения экспериментов теперь есть МКС. Да и не стоит забывать про физическое устаревание. Шаттлы были продуктом технологий 1970-х со всеми вытекающими. В последние годы их эксплуатации доходило ко курьезных случаев, когда сотрудники NASA искали запчасти на свалках компьютерного оборудования.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, мне все равно жаль, что шаттлы больше не летают. Для меня они стали чем-то привычным, без чего невозможно представить себе космос. Да и несмотря на все сопутствующие сложности, у них было множество своих моментов, благодаря которым челноки стали неотъемлемой частью космической летописи. Так что в честь пятилетия завершения программы я собрал фотогаллерею, посвященную последнему полету «Атлантиса».



 

Рекомендуемые похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *