Космос

Телескоп Hubble обнаружил девять звезд-монстров

Космический телескоп Hubble обнаружил девять массивных звезд-монстров, каждая из которых тяжелее Солнца более чем в 100 раз. Исследование авторов опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а кратко о нем сообщается на сайтах издания Science и НАСА.

Все светила расположены в звездном скоплении R136 в туманности Тарантул на расстоянии около 170 тысяч световых лет от Земли. Общая светимость обнаруженных звезд превышает солнечную в 30 миллионов раз. Объекты представляют собой самую большую группу тяжелых звезд, известную науке.

Каждый месяц светила выбрасывают в окружающее пространство материю, равную земной массе. Причины этого современной астрономии неизвестны: существующие модели не предполагают образования столь массивных объектов из схлопывающихся газопылевых облаков.

Ранее ученые высказали предположение, что эти объекты образовались в результате слияния двойных звезд, но в последней публикации астрономы оспаривают эту точку зрения по причине аномальной сгруппированности тяжелых светил. Ученые продолжат наблюдать за обнаруженными звездами.

“Только бортовые приборы “Хаббла” обладают возможностями, позволяющими разложить на компоненты ультрафиолетовое излучение из этой переполненной до предела области”, – подчеркнул руководитель исследования Пол Кроутер из Университета города Шеффилд в Англии.

В 2010 году англичанин с коллегами доказал наличие в скоплении R136 минимум четырех звезд, масса каждой из которых в 150 раз больше массы Солнца. В то время астрономы не предполагали вообще возможности существования таких гигантских небесных тел. Теперь к этой плеяде добавились еще девять сверхмассивных звезд.
Согласно современным представлениям, примерно за 10 млрд лет звезда с массой нашего Солнца успевает израсходовать весь имеющийся у нее запас водорода, необходимого для ее термоядерной топки, работающей при температуре 30 млн градусов. После этого ядро звезды начинает сжиматься, разогреваясь до более высокой температуры. В конечном итоге звезда начинает стремительно расширяться, превращаясь в красного гиганта и выбрасывая в разные стороны огромной температуры плазму. Еще через несколько тысяч лет звезда начнет сжиматься, превратится в остывающего белого карлика, температура которого продолжит медленно, но неуклонно падать.